Гунны

N 1 (21) май 2023 г.

И ВНОВЬ О ЗУ-ЛЬ-КАРНАЙНЕ. ОН ЖЕ ИСКАНДЕР, ОН ЖЕ АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ

Продолжение. Начало в предыдущем номере газеты.

Неандертальцы не вымерли. Они и есть Гоги и Магоги (Йаджуджи и Маджуджи). Снежный человек – он и есть неандерталец.

К полудню ударяют [по запору] ещё раз. [Раис] прикладывает ухо к воротам: второй звук оказывается сильнее, чем первый. Затем [звуки опять] приглушаются. Когда наступает послеполуденное время, ударяют ещё раз. Появляется тот же шум. Он остаётся здесь до захода солнца и только после этого уходит. Цель удара о запор в том, чтобы он [раис] услышал, есть ли кто за воротами, а [если есть], то чтобы знали, что охрана здесь. И чтоб [люди в крепости также] знали, что те не предпримут против ворот никаких действий.

Неподалёку от этой местности находится большая крепость размером 10 ф на 10, [т.е.] площадь её 100 кв.ф. Сказал Саллам: «И я спросил одного присутствующих жителей крепости: «Имеют ли эти ворота какой-либо недостаток?». Они ответили: «Никакого, кроме этой трещины. Трещина эта проходит по ширине, словно тонкая нитка». Я спросил: «Вы [хоть] немного опасаетесь за ворота?». Они ответили: «Нет! Эти ворота толщиной в пять локтей в локтях ал-Искандера, один локоть ал-Искандара равен полутора локтям ас-сауда» (локоть ас-сауда, т.е. чёрный локоть, равен 54,04 см, отсюда локоть ал-Искандера-81,06 см. - Прим. пер.).

Сказал [Саллам]: «Я подошёл [к воротам], извлёк из своей обуви нож, стал скоблить место трещины и вытащил оттуда кусок размером в половину дирхема, завязал его в платок, чтобы показать Васику би-ллаху. На правой створке ворот-сверху-на древнем языке железными [буквами] написано: «А когда придёт обещание Господа моего, он сделает это порошком; обещание Господа моего бывает истиной». (Потом эти слова ал-Искандара войдут в Коран 18:98. А.Р.)

Мы осмотрели сооружение, которое большей частью состояло из полос: один ряд жёлтый-из латуни, другой чёрный-из железа. На горе вырыто специальное место для литья ворот, место для котла, в котором перемешивают медь, и место, где варят олово и медь. Эти котлы из жёлтой меди. Каждый котёл имеет три ручки. Там есть цепи и крюки, при помощи которых медь поднимали на стену. Мы спросили тех, кто был там: «Видели ли вы хоть одного из этих йаджуджей и маджуджей?» Они припомнили, что видели один раз некоторое их количество на горе. [Тогда] подул страшный ветер и бросил [йаджуджей и маджуджей] в их сторону. Рост их на глаз-пядь с половиной (у Идриси две пяди с половиной). Гора с наружной стороны не имеет ни плоскогорья, ни склона, и нет на ней ни травы, ни дерева и ничего другого. Эта гора высокая стоит [вся] гладкая и белая.

Когда мы уходили, проводники повели нас в нахийа Хурасан.

… шли до тех пор, пока на восьмой месяц не достигли Самарканда.

… [За время путешествия] погибли многие из людей, которые были с нами. На пути туда заболели двадцать два человека. Умерших мы похоронили в своей одежде, а заболевших оставляли в каком-либо селении. На обратном пути погибло четырнадцать человек. И когда мы прибыли в Нисабур, нас осталось всего 14 человек. Владетели крепостей снабдили нас тем, в чём мы нуждались. Затем мы пошли к Абдаллаху ибн Тахиру. Он наградил меня 8000 дирхемами. Он определил каждому всаднику по 5 дирхемов, а каждому пешеходу - по 3 дирхема в день до самого Рея. Из мулов, которых мы взяли с собой, остались невредимыми только 23. Наконец, мы прибыли в Сурра манн ра’а, и я пришёл к ал-Васику, сообщил ему всю историю и показал кусок железа, который я выскоблил с ворот. Он воздал хвалу Аллаху, велел принести воздаяние и раздал его и одарил людей, выдав каждому по 1000 динаров. Наш путь до стены занял 16 месяцев, а обратный 12 месяцев и (несколько) дней».

Рассказал мне Саллам ат-Тарджуман эту историю в общем, затем продиктовал её мне из послания, которое было написано для ал-Васика би-ллаха». (Ибн Хордадбех. Книга путей и стран).

Николай Новгородов в книге «Македонского разбили русы» пишет: «… они (горы. А.Р.) прорезаны узкими каньонами, подчас всего лишь стометровой ширины. Такое … сочетание признаков не характерно ни для Кавказа, ни для Южного Урала, ни для Алтая. Попросту говоря, Саллам не мог такого увидеть нигде, кроме как . в горах Путорана.

Но ключевым в локализации Железных ворот может оказаться сопоставление рассказа Саллама с данными Рашид ад-Дина. По сведениям последнего, в областях по верхнему и среднему течению Енисея распологалось много городов и селений. Наиболее северный из принадлежавших енисейским киргизам городов находился в устье правого притока Енисея Айкары-мурен. Город назывался Кикас. Л.Р. Кызла- сов считал, что Кикас стоял в устье Ангары. Чрезвычайное созвучие Кикаса с Икой принуждает видеть их идентичность, а поскольку Александр строил стену с воротами в стране Мрака, можно предполагать, что этот город стоял в устье Нижней Тунгуски, поскольку от устья этой реки до Полярного круга не более сотни километров. Можно предполагать, что город имел двойное название: Александрия Дальняя (отсюда Эдкеш) и Никея (отсюда Ика)».

Далее Николай Новгородов пишет: «… Анализ замечательного» отчёта об экспедиции» Саллама ат-Тарджумана выводит нас в поисках этих ворот в устье Нижней Тунгуски и далее на север в горы Путорана. Отчёт другого, правда, вынужденного, путешественника позволяет ещё более сузить район поисков.

Речь об известном баварском солдате Иоганне Шильтбергере, отправившемся в самом конце XIV в. в крестовый поход с венгерским королём Сигизмундом. В первом же бою он попал в плен к туркам. В 1402 г. в битве при Ангоре он был пленён воинами Тимура. После смерти последнего в 1405 г. он несколько лет передавался из рук в руки, пока не попал к Едигею, «серому кардиналу» Золотой орды. Едигей взял Шильтбергера с собой в Сибирь, и здесь тот оказался свидетелем тому, как местный хан подарил Едигею двух диких волосатых людей, мужчину и женщину. Они были пойманы на горе Арбус. Вернувшись на родину после тридцатилетних скитаний, Шильтбергер опубликовал книгу о своих злоключениях, где и привёл этот случай.

Итак, отправимся из устья Нижней Тунгуски на север. Всего в сотне с половиной километров начинаются горы, называющиеся «Возвышенность Брус-Камень». С возвышенности стекают в Енисей две речки: Брус и Горбиачин. И если в «Брусах» наблюдается инверсия согласных относительно «Арбуса» («БР» = «АР»), то в «Горбиачине» такой инверсии нет («РБ» = «РБ»).

Севернее Брус-Камня все возвышенности называются «горы»: горы Буракан, горы Бугарама, горы Кета, горы Тонель, горы Аян-Тал, горы Имангта, горы Дынкенг-
та, горы Чая-Аян, Ламские горы, горы Мигчангта, горы Бучарма, горы Харыялах. Т.е., слово «гора» в названии горы Арбус представляется неслучайным».


(Продолжение последует, инша Аллах!).

 

Равиль АСАИНОВ