Гунны

№2 (12) ноябрь 2018г

ПОЧЕМУ СОВРЕМЕННЫЕ МОНГОЛЫ УТЕРЯЛИ ЧИНГИСХАНОВ ЯЗЫК, И ПОЧЕМУ ЕГО СОХРАНИЛИ СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ

Анаталий Оловинцов в книге «Тюрки или монголы?» пишет: «До XIII века кочевые роды великой степи – кияты, кереи, наиманы, жалаиры, татары – не разделялись на монголов и тюрков. Они разделялись только по родам и говорили на тюркском языке, общались между собой, роднились. О монголах до XIII века нет письменных источников и археологических фактов. На территории современной Монголии обнаружены только тюркские захоронения. В первоисточниках XIII века китайца Мэн-Хуна, европейцев Плано Карпини, Гильома Рубрука, Марко Поло, в русских летописях говорится только о татарах, и нет упоминания о монголах. Знаменитый персидский историк Рашид-ад-Дин в первоисточнике «Сборник летописей», изданном в 1310 году под редакцией чингизидов-персидских ильханов-Газан-хана, Олжайтухана, эмира Полада-Чинсана, представителя Хубилай хана из Китая – об истории империи Чингисхана и происхождении рода пишет, что все кочевые роды империи Чингисхана есть тюрки, именуемые монголами. Те же найманы, кереи, жалаиры, татары стали называть себя монголами, из гордости за одержанные ими великие победы. Все эти роды близки между собой по языку, внешнему облику и обычаям. Рашид-ад-Дин подчёркивает, что монголы, нируны и дарлекины есть ветви тюркского народа. Термин «монгол» есть политический, также, как советский народ, американский народ, позднее, он стал национальным термином. Современный монгольский народ сформировался позднее, в XV- XVIII веках. В 1368 году распалась Юаньская империя чингизидов в Китае, татары вернулись на родину в Монголию. На язык и культуру монголов оказало влияние более чем столетие пребывание в Китае, а также принятие новой религии тибетского буддизма. Завоевание маньчжурами- тунгусами Монголии в 17 веке, и их 200-летнее правление также оказали влияние на язык и культуру монголов». (Глава: Отзывы о книге А. Г. Оловинцова и Г. Ж. Табулдина «Чингизиды: династии и эпохи.» Астана, 2009, 376 с.) Мнение казахстанского исследователя Марала Темпиева.). Почему же современным монгольским языком невозможно расшифровать слова и термины эпохи Чингисхана? Я считаю, что язык – это код народа. Так вот, татары после Чингисхана в Монголии два раза меняли свой код: первый раз – уйдя в Китай на боле чем столетие, во второй раз – когда их завоевали маньчжуры и их правление продлилось 200 лет. После этого татары окончательно потеряли тюркский язык и сейчас монголы и тюрки уже не понимают друг друга. Давайте расшифруем слова и термины эпохи Чингисхана сибирско-татарским языком. Айчичек (женское имя ) – ай цицәк! (лунный цветок!). Так называли девочек, родившихся в полнолуние. Арак (хмельной напиток) – орыҡ! (сбивающий!) Сбивающий с ног. Ата (отец: «…звали его Рабаната: «рабан» по-сирийски значит «учитель», а «ата» по-татарски «отец». – А. Г. Юрченко «Элита монгольской империи». стр.240) - ата! (отец). Билек (изречения и поучения Чингисхана) – пелек! (мудрость!). Возможно, Яса (Ясак) Чингисхана – это остаток от шариата Зуль-Карнайна. Даруга (ханский чиновник в городе) – түрәгә! (к начальнику!). Иду к начальнику. Русское слово «дорога» означает то же самое. Едигей (имя) - өйтө көй! (напевал мелодию!). Видимо ещё в колыбели. Елеу (Чуцай – начальник имперской канцелярии) - йелеү! (расторопный, быстрый, рьяный!). Йаргу (суд) – йарғы! (избиение!). Провинившийся должен был получить какое-то количество ударов чем-либо. Кабул (прадед Чингисхана) – кәбе ул! (это его лепет!). Младенец разговаривает в колыбели сам с собой. Кеке – монгол (так назвал Чингисхан свой народ на курултае) – күккә моңҡы ул! (он взывающий к небу!). Т.е направляет свои молитвы Богу – они были тенгрианцами. Керулен (река в Монголии) – көрлө өн! (шумящий звук!). Кият (племя Чингисхана) – көй өйәте! (мелодию наворачивает!). Или молитву. Курултай (объясняют как собрание) – ҡоролты өй! (дом установился!) Т.е. юрту для собраний установили. Курут (кислый молочный сыр) – ҡороты! (высох!). Подсох, можно кушать. Кутерма (поднятие претендента на ханский трон) - күтәрмә! (поднятие!) Монгол – моңҡы ул! (он напевающий!). Татары да и другие тюрки во время длинных переходов по пустыне напевали песни, скрашивая тем самым дорогу. Нойон (дружинник) – өнө йәнне! (у него голос бешеный!). Видимо отгоняли посторонних от ханов и князей. Нукер (дружинник хана) – өнө көр! (весёлый у него голос!) Видимо развлекают песней хана. Отчигин (последний сын отца - наследник) – ут цағың! (зажгите огонь!). Т.е. разведите огонь в юрте. Сульдэ (знамя) – асылты! (повесили!). Туг (знамя) – таҡ! (повесь!). Уран (боевой клич) – орың! (бейте!). Или же: мечите! Мечите стрелы. Халха (район Монголии) – ҡалаға! (в город!). Направляюсь в город. В столицу Каракорум . От этого слова пошло название монголов – халха-монголы. Русский город «Калуга» означает то же самое. Хан - ҡан! (кровь!). Т.е. потомок какого-то великого предка. Харх (река в Монголии) - көр ыҡ! (весело журчащий поток!). Хентей (гора в Монголии) – ҡантай! (как кровь!). Цвета крови. Хулан (мать Чингисхана) – көйлө өн! (напевающий голос!). У сибирских татар «килен» (невестка) – означает то же самое. Эльчи (посол) – илце! (посол!). Юань (династия татарских правителей в Китае) – йыуан! (огромный!). Огромная территория. Здесь уместно будет привести рассказ о битве между татарскими войсками и войсками государства Мянь – китайского названия Бирмы (Мьянмы), которое привёл Марко Поло. Я не стал бы приводить этот рассказ, если бы только не одно но: татарскими войсками командовал полководец Несрадин. Мусульманское имя говорит о том, что татары уже в то время принимали ислам. А полководцами ставили только из числа татар. «… Когда военачальник татар узнал наверное, что царь Мяна идёт на него с великою силою, стал он побаиваться: было у него всего двенадцать тысяч конных. Но сам-то он был храбр и хороший полководец. Звали его Несрадином. Собрал он свои войска в порядке, приободрил их… собрались на равнину Вочиан, тут они ждали врага сразиться с ним… У той равнины был густой лес. Пока поговорим о враге. Отдохнул со своим войском царь Мяна и пошёл… татары стояли уже там готовыми. Пришёл царь в ту равнину и за милю от врага приготовил своих слонов. Увидели татары, что он идёт на них. Выступили они против врага стройно, в порядке. Увидели кони татар слонов, да испугались. Умно распорядились, спешились, попрятали коней в лесу, потом взялись за луки, да и стали стрелять в слонов. Стрелять они умеют ловко и слонов изранили жестоко. Израненные слоны повернули назад, да и побежали на своих. А татары увидели, что слоны бегут, тотчас на коней, да и помчались на царскую рать; началась тут жестокая перестрелка. Схватились за мечи и копья и побежали друг на друга с остервенением. Злая былая драка; татары, по правде сказать, победили… побежали, что есть мочи; а татары за ними следом… Более двухсот слонов они переловили; начиная с тех пор завелось у великого хана много слонов.»>

Равиль АСАИНОВ